Проект Скиния

Внутренние пАРАЛЛЕЛИЗМЫ Библейского ШЕСТОДНЕВА*

*Параллелизмы — это поэтический термин для определения способа композиции и рифмования стихов. Параллелизмы Библейского Шестоднева | дни творения мира — это парные смысловые и поэтические связи внутри данного текста. Точнее, парные смысловые связи не отдельных стихов, а целых секвенций.

Параллелизмы Библейского Шестоднева как систематизация связей мира и человека

“Как вожделенны все дела Его, хотя мы можем видеть их, как только искры! Все они живут и пребывают вовек <…> Все они парные, одно напротив другого, и ничего не сотворил Он несовершенным: одно поддерживает благо другого, ‒ и кто насытится зрением славы Его?” (Сир 42:23‒26). “Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого” (Сир 33:14).

Сотворение мира по дням | Симметрия дней творения | Эдем пространство сообщения

В Шестодневе совершенно очевидно присутствует симметричное деление всех шести дней на две части. Это две части с точным соответствием каждого дня первой тройки одному из дней второй. Благодатный свет первого дня соотносится с возжжением светил четвёртого. Разделение вод второго — с животными из воды пятого. А прорастание из земли зелени третьего дня — с деревьями и животными из земли шестого. Это система смысловых и поэтических параллелизмов. Каждую пару связывает свой “материал преобразования”: огонь, вода, земля. Первая тройка служит основанием для второй, а вторая является её наполнением (наполнением света, воды и земли). Три пары дней образуют три сквозные казуальные связи, или три непространственных восходящих трансформации.

Сотворение мира по дням | Центральный день Покоя | Эдем пространство сообщения

О человеке

Точно так же человеку от природы даны три базовых инстинкта (три материала преобразования): питание, размножение, доминирование. Разворачиваются они в трёх сферах: физиология, эмоции, знания. И соответствуют, согласно архаичным представлениям, трём частям души: вожделительной, гневательной, разумной. Работа с этими тремя естественными началами является неотъемлемой частью любой духовной практики, которую условно можно разделить на две фазы реализации: обретение силы и доказательство обладания ею. К примеру, в Евангельском порядке Блаженств первой базовой фазе соответствуют нищета, скорбь, кротость, а второй фазе соответствуют силы наполнения (исполнения): алкание Правды, милость, чистота сердца. Так, шесть творческих сил души в зависимости от способа рассмотрения делятся по функциям на две, а по природам на три группы. Каждый элемент одной группы имеет сублимированный аналог в другой. Таким образом вожделительное начало восходит от нищеты и свободы к рассудительности и насыщению Правдой. Гневательное — от скорби, смелости и мужественного героизма к состраданию. Разумное — от кротости и ответственности к самосознанию и сердечной чистоте.

Добавим только, что, как в Блаженствах, так же и в Шестодневе, есть ещё и четвёртая трансформация, которая вне пространственной и временной протяжённости связывает Седьмой и Восьмой дни: Миротворческий Покой и Надмирное Иное Бытие.

Параллелизмы библейского Шестоднева | дни творения мира

О реках

Так все четыре, несущие жизнь, трансформации оказываются подобны рекам жизни исходящим из чрева праведного человека. Или, что почти одно и то же, они подобны четырём рекам, исходящим из Эдема. Это соответствие опять очень точное и рождает ещё несколько аналогий.

Параллелизмы библейского Шестоднева

Как уже было сказано выше, карту всего духовного пути символизирует Хризма с “игольным ушком” буквы “Р” на конце. Но в данном случае конструкция дней и сил дополняется другими связями, которые для ясности есть смысл изобразить линейно в виде таблицы.

Параллелизмы библейского Шестоднева Таблица соответствий

Выводы

Все эти сопоставления и согласования не просто любопытны и забавны. Они составляют практический метод, руководство к действию. Обнаруженные закономерности насущны и всегда готовы к реализации. Они, как предельные основания мира, актуально присутствуют и разворачиваются в духовном Пути(!) каждого человека, в его активном ис-Следовании Цели. Порядок и согласования Блаженств — это не статичная иерархия праведников, а персонализированная методологическая часть Евангельского рождения Ввысь, реализация которого преображает и творит Новый Космос.

Рассматриваемый здесь композиционный, поэтический приём наиболее явный, но далеко не единственный в Шестодневе. В тех же строках присутствуют ещё и зеркальные хиастические параллелизмы. Подробнее об этом см., например, у протоиерея Л. Грилихеса «Шестоднев в контексте Священного Писания» или нашу анимацию «О творении по дням».

Вернуться к началу статьи

Узнать больше
5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте свой комментарий!x
Содержание
Прокрутить вверх