Хризма хрисма хрисмон | Христограмма | Наши ценности и мировоззренческие принципы

Хризма

Чаще всего хризма (хрисма, хрисмон) — это простая шестиконечная фигура, известная в церковном искусстве, как монограмма Христа (христограмма). В минимальном наборе она состоит из двух греческих букв Его имени “X” (хи) и “Р” (ро). Это бесспорно так. Но вопреки популярной легенде о чудесном происхождении этого графического знака, факты говорят несколько о другом. Известно, что этот знак был изобретён не во времена императора Константина и даже не во времена Христа, а гораздо раньше. Лигатура из букв Х и Р была широко известна в античном мире задолго до её адаптации христианами. Об этом свидетельствуют, к примеру, изображения на монетах.

монета Птолемея III | Хризма
Монета Птолемея III фрагмент | Хризма
Хризма на монете Птолемея III, правившего в 246/245 — 222/221 годах до н. э
Хризма на драхме псевдо-родосского чекана из Миласа (Mylasa), датируемая II веком до Р.Х. 
Хризмообразная лигатура на монете царя Митридата IV Понтийского, Евпатора, правившего с 121 по 63 годы до Р. Х.

Объясняется это изображение в каждом случае по-разному, одного единственного значения, судя по всему, у него никогда не было. Перечислим основные толкования.

Хризма до Христа

В эллинизированной античности соединение греческих букв “X” (хи) и “Р” (ро) имело несколько вариантов прочтения.

Во-первых, в монетном производстве периода греческих полисов-государств буквы Х и Р читались, как первые в слове χριστοζ – “помазанный” (см. БРЭ). То есть, даже если, изображаемые на монетах, цари не получали ритуального помазания, они всё равно мыслилось как χριστοι “помазанники” в силу сакральной функции своего служения.

Во-вторых, в период греческих республик этот знак мог прочитываться как ’άρχων – ’άρχοντοζ “архонт”. Что также указывало на царскую особу.

В-третьих, это изображение могло читаться, как монограмма солнечного бога Аполлона-Хрисаора (Хриса-ор “Пылающий Меч”). Эта последняя версия может показаться мало убедительной, но на связь хризмы с этим солнечным богом указывают ещё несколько обстоятельств. Обратим внимание на две другие буквы в составе христограммы.

Альфа и Омега

Добавленные позднее к хризме “апокалиптические” буквы, Альфа и Омега (Откр 1:8), казалось бы, должны акцентировать внимание исключительно на христианском смысле этого знака. Или нет? Удивительно, но даже это уточнение не отделило символ от его исторических корней. Ведь Христос и автор Апокалипсиса не придумывают новую метафору, а используют эти буквы как давно и широко известный идиоматический оборот. Изображение этих притчевых букв осталось запараллелено всё с той же мифологической системой координат. Ведь Альфа и Омега по странной иронии — первая и последняя буквы латинского имени солнечного бога Аполлона “Apollo“. Так христианская иконография заимствовала монограмму мифологического солнечного бога, и сделала это со всеми атрибутами. Христос в Византийском искусстве получает точно такой же, или схожий до мелочей, светоносный знак.

Другие версии

Разумеется, приведённое аполлоническое сопоставление не исчерпывает всех возможных вариантов происхождения и использования хризмы. Для народа она служила распространённым магическим символом-апотропеем с огромным полем интерпретаций. Для государственной власти она была знаком языческого культа «Непобедимого солнца». В юриспруденции эта аббревиатура означала «existimare », в смысле «судить» или «расследовать». Также аббревиатура ХР использовалась для отметок на полях важных частей текста. Вероятно, в последнем случае она выступала как сокращение слова χρηστόν (khrēstón, “полезный”). Но всё это далеко от главного интересующего нас вопроса. Почему этот знак в новых условиях начал обозначать имя Мессии и стал символом Боговоплощения?

Причины заимствования

Всё говорит о том, что адаптация данной символики к христианскому учению — яркий пример религиозного синкретизма. Культурная ассимиляция происходила естественным путём, без специальных усилий. Данное заимствование мало кого смущало и, судя по всему, было обдуманным. Дело в том, что перетолкование этого, уже готового знака, решало несколько задач. Во-первых, на раннем этапе катакомбного христианства его можно было использовать как тайнопись. Во-вторых, позднее на государственном уровне с его помощью оказалось легче популяризировать христианство в языческих кругах. Это при всём том, что коренное значение символа никак не противоречило христианской догматике.

Коренное значение хризмы

Знак похожий на хризму известен практически у всех народов, как один из древнейших символов центра. В самом общем смысле данная шестиконечная фигура — это развёрнутый на плоскости трёхмерный крест. Пересечение трёх его осей (или диаметров) в одной точке указывает на начало координат и источник всех действующих сил. Исходящие из центра лучи устремлены во все стороны и наполняют собой пространство. В природе так действует свет и звук. Поэтому логично, что данное изображение почти повсеместно было связано с символикой солнца или грома.

Варианты скифских солярных знаков

Всякое фундаментальное религиозное учение, независимо от количества и качества исповедуемых богов, упорядочивает мир по своим правилам. Оно строит свою парадигму со своими ориентирами и важными реперными отметками. Координация сознания относительно этих отметок образует меры и протяжённости, наподобие пространственных осей. Это свойственно любому духовному учению.

Хризма

Хризма в этом смысле — знак полноты или охвата всех ортогональных направлений пространства. Причём речь тут скорее не о физическом пространстве, а о его подобии в более тонком плане. Как тело человека координированно сразу по нескольким пространственным осям, так же обстоит дело и с его сознательной жизнью. Она имеет ясные ментальные ориентиры, направления. Опираясь на это подобие, можно выделить три меры и шесть основных направлений, определяющих духовное состояние в христианстве. Это важнейшие теологические добродетели: вера, надежда, любовь. В другом варианте это три самоназвания Христа: Путь, Истина и Жизнь (Ин 14:6). В данной системе координат разумно допустить, что именно эти самоназвания и являются осями-диаметрами хризмы.

Хризма | Самоназвания Христа

Путь — направления вперёд и назад (будущее и прошлое),
Истина — право и лево (правда и кривда, десница и шуйца),
Жизнь — верх и низ (небо и земля).

Хризма Трёхмерный крест
Крест над храмом св. Фёклы. Сирия

Восьмилучевая Хризма (хрисма, хрисмон)

Следует добавить, что рассмотренный нами вариант изображения хризмы далеко не единственный. Что же тогда значит её восьмилучевая версия? Ведь такая хризма (хрисма, хрисмон) тоже имеет место в христианском искусстве?

Собственно говоря, у этого типа изображений точно такие же солярные прототипы, но есть и различия. Данная монограмма уже не исчерпывается буквами “Х” и “Р”, а объясняется иначе. Она образована начальными буквами слов: Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель).

IΧΘΥΣ

Ихтис Иисус Христос Божий Сын Спаситель | Раннехристианское изображение Эфес
Раннехристианское изображение, Эфес

Эта аббревиатура соединяется в греческое слово Ихтис (рыба). Поэтому её аналог — изображение рыбы.

Хризма хрисма хрисмон
Современное изображение

Можно подумать, что у данного изображения уже нет аналогии с ортогональной ориентацией, но это не так. Даже его допустимо истолковать как один из вариантов распознания основных теологических направлений. Просто в данном случае к трём упомянутым ранее, видимым, “естественным” мерам добавляется ещё одна. Только эта последняя мера не имеет эквивалента в физическом пространстве и выносит сознание за его пределы. Это ось потустороннего Иного, соединяющая Бутие и небытие. Это “солнечная дверь”, “узкие врата”, ведущие к Иному, по ту сторону жизни и смерти. Именно эти врата, ведущие из колеса космоса, в данной интерпретации и изображает петля буквы “Р“.

PS. В нижней части той же вертикальной оси иногда встречается буква “S“. Этой буквы нет на ранних изображениях, очевидно, она является дополнением христианских средневековых мастеров и теологов. В данной парадигме и находится её значение. Эта буква первая в двух важных словах: сатана (Satan) и Спаситель (Soter). Данное двойное послание без сомнения указывает на полярную противоположность итогов совершаемого адептом духовного выбора.

Хризма | сатана Satan | Спаситель Soter

Подробнее о том, какой практический смысл имеет всё сказанное, можно узнать здесь.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте свой комментарий!x
Содержание
Прокрутить вверх