Универсальный Человек. Первый и Последний
Модульная композиция
![Универсальный Человек. Первый и Последний](https://parkeden.ru/wp-content/uploads/2023/04/UCH.png)
силы основания
![Крест Силы основания](https://parkeden.ru/wp-content/uploads/2023/08/sily-osnovanija-b.png)
силы наполнения
![Крест Силы наполнения](https://parkeden.ru/wp-content/uploads/2023/08/sily-napolnenija-b.png)
Концепция проекта в слайдах
Мультимедийная модульная композиция “Универсальный Человек. Первый и Последний” представляет собой трансформацию иудео-христианского космогонического мифа, как концептуально-художественный план обретения надъестественной Свободы. Проект рассматривает возможность управляемого преобразования, поворота и перехода человека в качественно иное, совершенное состояние. Радикальность такого изменения в человеке сопоставима с его повторным рождением или сотворением заново. Этапы же этого преобразования уподобляются библейским дням творения мира и одновременно направлениям пространства, которые условно изображаются (разворачиваются) на живописной поверхности. Язык проекта использует символические образы архаичной инициации, их обновлённую визуальную и смысловую интерпретацию. Общая композиция осмыслена, как комбинация всех ключевых этапов ритуального посвящения и моментов личностного выбора человека. Этапы данного лиминального периода имеют между собой одновременно линейную последовательность и конструктивные согласования, объединённые в одном искомом месте пересечения (сборки). Соединение конца и начала — это завершение цикла инициатических испытаний. Слово «Универсальный» в названии проекта подразумевает не бытовую многофункциональность, а тотальное соединение двух природ (конечной и бесконечной), то есть совершенную полноту упомянутой Свободы.
Проект увязывает в одно целое мифологическую историю, волшебную сказку и пафос сотворения нового человека. Главная цель замысла — переосмысление и актуализация древнего опыта метафизических практик средствами современного искусства.
Предпосылки проекта
Представленная здесь серия из десяти живописных модулей является опытом толкования этапов духовного роста человека в соответствии с библейскими днями творения мира. Ключом к пониманию композиции служит аналогия этих символических дней с силами души, которые по теории проекта открываются в следующем порядке:
1-свобода*, 2-смелость, 3-ответственность, 4-разборчивость, 5-сострадание, 6-жертвенность, 7-насыщенный Покой. Всего семь шагов.
*Первая сила в списке, «свобода», — это пока лишь свобода выбора, то есть гномическая воля человека. О целевой Свободе проекта будет рассказано ниже.
Семичастное деление, как композиционный приём, многократно повторяется в библейских текстах, впрочем, также, как и во многих других религиозных учениях, не имеющих преемственности с авраамической традицией. По всей видимости, это общее место всех символических систем. Корни данной универсальной числовой символики по некоторым признакам уходят не столько в природу человека, сколько в практику пространственной ориентации. Шесть первых динамичных элементов сопоставимы с ортогональными направлениями пространства, а неподвижный седьмой элемент — с его центром. Из этого получается, что библейские дни творения охватывают не только глобальную, неопределённую и, по сути, бесконечную длительность, но и столь же глобальную протяжённость. История сотворения мира укладывается в трёхмерную картину, где все дни, имеют своё законное пространственное положение. Каждое направление соответствует одному дню.
Однако, в Новозаветном Откровении к этому континууму добавляется ещё один Восьмой Мессианский День, который не имеет определённого направления или локального места в данной системе координат. Именно поэтому окончательный, развёрнутый на плоскости план получает весьма замысловатый, но при этом логичный вид.
Синопсис композиции
![Синопсис Универсального Человека](https://parkeden.ru/wp-content/uploads/2023/09/2021-04-04_21-01-41.png)
Композиция состоит из десяти живописных модулей. Шесть из них символически изображают дни творения, седьмой — день Покоя, Восьмой — Мессианский День, а девятый и десятый — это собирательные образы принципов взаимодействия. Весь путь духовной реализации в данной художественной реконструкции делится на две большие группы дней-шагов: силы основания (“мужские”) и силы наполнения (“женские”). Так все десять элементов собираются в виде двух пятичастных крестов-полиптихов. В центре каждого креста — фигуры людей, относительно которых все действия творения разворачиваются в окружающих модулях как в клеймах по часовой стрелке. К примеру, в первой группе первый и третий шаги расположены по сторонам, второй — над головой (небо), а их финальная реализация — под ногами (преображённая земля).
Каждый модуль одной группы имеет симметричный аналог в другой. В прямом сопоставлении первый шаг группы оснований соответствует четвёртому шагу группы наполнений, второй — пятому, третий — шестому, а седьмой — Восьмому.
Параллелизмы
Прослеживающиеся между крестами-полиптихами визуальные параллелизмы неслучайны, они связаны с особенностями поэтического построения древних текстов и без сомнения имеют сакральный смысл. Библейский Шестоднев делится на две симметричные тройки дней. Параллели и согласования между этими тройками указывают на материи преобразования и их действующие силы. К примеру, 1-й и 4-й дни связывает огонь, 2-й и 5-й — вода, 3-й и 6-й — земля. Применительно к духовной практике эти попарно согласованные действия творения ведут не просто к символической трансформации трёх материй, а к реальному преображению трёх человеческих воль: вожделительной, гневательной и разумной (питание, размножение, власть).
Особое место в этом преображении занимает согласование 7-го и 8-го дней, — их связывает уже не природная стихия, а надъестественное, неприродное начало, иное по отношению ко всем основаниям бытия. Эта особая четвёртая воля и есть чаемая Абсолютная Творческая Свобода, Медиум Бога и человека, дверь в Мессианское Царство Восьмого Дня, выход, или поворот, к которому и является конечной целью пути.
Таким образом двухсоставная модульная композиция «универсальных людей» изображает всю историю мира, как две симметричные фазы единого цикла, как начало и конец, как содержание и форму, как мужчину и женщину, результат соединения которых — плодоношение седьмого дня и рождение Восьмого. Так мир обретает объём, а человек — Свободу, которая является частью его самого, его силой и сутью.
Дополнение
Живописная композиция экспонируется вместе с сопроводительными текстами автора, собранными в аналогичную систему, повторяющую расположение каждого модуля. Каждый модуль-символ имеет собственное название, сопроводительный текст и озвученную историю в специальном аудиогиде (29 мин). Кроме того проект включает ряд анимированных слайдов, развёрнутую концепцию-пояснение, и дополнение в виде инсталляции прямых и хиастических параллелизмов.
![Универсальный Человек. Силы основания Универсальный Человек. Силы основания](https://sun9-30.userapi.com/impg/LYzv4YLfmmnlV11ZarWOCa8h1vZsJe9TK9IUmw/heSf2FqBBlU.jpg?size=2101x2160&quality=96&sign=1c7af5af8e5d9f081d65f9f4ece831ab&type=album)
Силы основания
Мир, как и человек, имеет верх и низ, небо и землю: он человечен и сверхчеловечен. Дни его творения есть символическая запись создания не космоса, а человека-космоса как художественного произведения. Произведения, которое, само имея собственную, свободную, творящую волю, вполне реализуется лишь становясь во всём подобием своего Творца и источником жизни для бесконечного пространства. Человек соединяет все элементы мира, он венец творения и мера всех вещей, любая вещь подчиняется его канону. Он одушевляет и плодотворит мир. Он — царь мира, и заклан от его сложения. Мир существует благодаря ЕГО ЖЕРТВЕ.
![Универсальный Человек. Силы наполнения Универсальный Человек. Силы наполнения](https://sun9-54.userapi.com/impg/b4HhjMncfJdO5odzIAhLp7mWnF5DZb5Lyjo0JQ/9Zche3sirhg.jpg?size=2145x2160&quality=96&sign=e27e51e49782522d82464cc24b7c5522&type=album)
Силы наполнения
Женщина — душа мира, хранительница жизни, жена, невеста и мать всего живого, воплощённая красота, пластичная сила. Она как вода способна менять форму, принимать и отражать свет. Она владеет бездной порождающей силы, она — лилия на её поверхности. Ночь в её власти становится вместилищем Духа: она служит Ему утробой. Ей дано искусство особого материнского ткачества и вышивания. Всякая тварь подчиняется ей, бежит на её голос и питается из её рук. В её руках знаки силы и мудрости, власти над жизнью и смертью. Она обладает глубиной знания и даром различения. Она сама — живая граница и РУБЕЖ ОБОРОНЫ МИРА.
![](https://parkeden.ru/wp-content/uploads/2023/05/headphone-clipart-listening-post-10-e1683474250572.png)
Аудиогид
11 основных треков, навигационные истории и дополнение в виде тура по площади. Общая длительность 29 минут.
Авторский видеообзор
Всю дополнительную информацию и концептуальные предпосылки проекта можно узнать из статьи
“О творении по дням: опыт глобального персонализма“.