Универсальный Человек. Первый и Последний

Модульная композиция

Универсальный Человек. Первый и Последний

силы основания

Крест Силы основания

силы наполнения

Крест Силы наполнения

Концепция проекта в слайдах

Мультимедийная модульная композиция “Универсальный Человек. Первый и Последний” представляет собой трансформацию иудео-христианского космогонического мифа, как концептуально-художественный план обретения надъестественной Свободы. Проект рассматривает возможность управляемого преобразования, поворота и перехода человека в качественно иное, совершенное состояние. Радикальность такого изменения в человеке сопоставима с его повторным рождением или сотворением заново. Этапы же этого преобразования уподобляются библейским дням творения мира и одновременно направлениям пространства, которые условно изображаются (разворачиваются) на живописной поверхности. Язык проекта использует символические образы архаичной инициации, их обновлённую визуальную и смысловую интерпретацию. Общая композиция осмыслена, как комбинация всех ключевых этапов ритуального посвящения и моментов личностного выбора человека. Этапы данного лиминального периода имеют между собой одновременно линейную последовательность и конструктивные согласования, объединённые в одном искомом месте пересечения (сборки). Соединение конца и начала — это завершение цикла инициатических испытаний. Слово «Универсальный» в названии проекта подразумевает не бытовую многофункциональность, а тотальное соединение двух природ (конечной и бесконечной), то есть совершенную полноту упомянутой Свободы.

 

Проект увязывает в одно целое мифологическую историю, волшебную сказку и пафос сотворения нового человека. Главная цель замысла — переосмысление и актуализация древнего опыта метафизических практик средствами современного искусства.

Предпосылки проекта

Представленная здесь серия из десяти живописных модулей является опытом толкования этапов духовного роста человека в соответствии с библейскими днями творения мира. Ключом к пониманию композиции служит аналогия этих символических дней с силами души, которые по теории проекта открываются в следующем порядке:
1-свобода*, 2-смелость, 3-ответственность, 4-разборчивость, 5-сострадание, 6-жертвенность, 7-насыщенный Покой. Всего семь шагов.

*Первая сила в списке, «свобода», — это пока лишь свобода выбора, то есть гномическая воля человека. О целевой Свободе проекта будет рассказано ниже.

Семичастное деление, как композиционный приём, многократно повторяется в библейских текстах, впрочем, также, как и во многих других религиозных учениях, не имеющих преемственности с авраамической традицией. По всей видимости, это общее место всех символических систем. Корни данной универсальной числовой символики по некоторым признакам уходят не столько в природу человека, сколько в практику пространственной ориентации. Шесть первых динамичных элементов сопоставимы с ортогональными направлениями пространства, а неподвижный седьмой элемент — с его центром. Из этого получается, что библейские дни творения охватывают не только глобальную, неопределённую и, по сути, бесконечную длительность, но и столь же глобальную протяжённость. История сотворения мира укладывается в трёхмерную картину, где все дни, имеют своё законное пространственное положение. Каждое направление соответствует одному дню.

Однако, в Новозаветном Откровении к этому континууму добавляется ещё один Восьмой Мессианский День, который не имеет определённого направления или локального места в данной системе координат. Именно поэтому окончательный, развёрнутый на плоскости план получает весьма замысловатый, но при этом логичный вид.

Синопсис композиции

Синопсис Универсального Человека

Композиция состоит из десяти живописных модулей. Шесть из них символически изображают дни творения, седьмой — день Покоя, Восьмой — Мессианский День, а девятый и десятый — это собирательные образы принципов взаимодействия. Весь путь духовной реализации в данной художественной реконструкции делится на две большие группы дней-шагов: силы основания (“мужские”) и силы наполнения (“женские”). Так все десять элементов собираются в виде двух пятичастных крестов-полиптихов. В центре каждого креста — фигуры людей, относительно которых все действия творения разворачиваются в окружающих модулях как в клеймах по часовой стрелке. К примеру, в первой группе первый и третий шаги расположены по сторонам, второй — над головой (небо), а их финальная реализация — под ногами (преображённая земля).

Каждый модуль одной группы имеет симметричный аналог в другой. В прямом сопоставлении первый шаг группы оснований соответствует четвёртому шагу группы наполнений, второй — пятому, третий — шестому, а седьмой — Восьмому.

Параллелизмы

Прослеживающиеся между крестами-полиптихами визуальные параллелизмы неслучайны, они связаны с особенностями поэтического построения древних текстов и без сомнения имеют сакральный смысл. Библейский Шестоднев делится на две симметричные тройки дней. Параллели и согласования между этими тройками указывают на материи преобразования и их действующие силы.  К примеру, 1-й и 4-й дни связывает огонь, 2-й и 5-й — вода, 3-й и 6-й — земля. Применительно к духовной практике эти попарно согласованные действия творения ведут не просто к символической трансформации трёх материй, а к реальному преображению трёх человеческих воль: вожделительной, гневательной и разумной (питание, размножение, власть).

Особое место в этом преображении занимает согласование 7-го и 8-го дней, — их связывает уже не природная стихия, а надъестественное, неприродное начало, иное по отношению ко всем основаниям бытия. Эта особая четвёртая воля и есть чаемая Абсолютная Творческая Свобода, Медиум Бога и человека, дверь в Мессианское Царство Восьмого Дня, выход, или поворот, к которому и является конечной целью пути.

Таким образом двухсоставная модульная композиция «универсальных людей» изображает всю историю мира, как две симметричные фазы единого цикла, как начало и конец, как содержание и форму, как мужчину и женщину, результат соединения которых — плодоношение седьмого дня и рождение Восьмого. Так мир обретает объём, а человек — Свободу, которая является частью его самого, его силой и сутью.

Дополнение

Живописная композиция экспонируется вместе с сопроводительными текстами автора, собранными в аналогичную систему, повторяющую расположение каждого модуля. Каждый модуль-символ имеет собственное название, сопроводительный текст и озвученную историю в специальном аудиогиде (29 мин). Кроме того проект включает ряд анимированных слайдов, развёрнутую концепцию-пояснение, и дополнение в виде инсталляции прямых и хиастических параллелизмов. 

Универсальный Человек. Силы основания
Универсальный Человек. Силы основания

 

Силы основания

Мир, как и человек, имеет верх и низ, небо и землю: он человечен и сверхчеловечен. Дни его творения есть символическая запись создания не космоса, а человека-космоса как художественного произведения. Произведения, которое, само имея собственную, свободную, творящую волю, вполне реализуется лишь становясь во всём подобием своего Творца и источником жизни для бесконечного пространства. Человек соединяет все элементы мира, он венец творения и мера всех вещей, любая вещь подчиняется его канону. Он одушевляет и плодотворит мир. Он — царь мира, и заклан от его сложения. Мир существует благодаря ЕГО ЖЕРТВЕ.

 

 

Универсальный Человек. Силы наполнения
Универсальный Человек. Силы наполнения

 

Силы наполнения

Женщина — душа мира, хранительница жизни, жена, невеста и мать всего живого, воплощённая красота, пластичная сила. Она как вода способна менять форму, принимать и отражать свет. Она владеет бездной порождающей силы, она — лилия на её поверхности. Ночь в её власти становится вместилищем Духа: она служит Ему утробой. Ей дано искусство особого материнского ткачества и вышивания. Всякая тварь подчиняется ей, бежит на её голос и питается из её рук. В её руках знаки силы и мудрости, власти над жизнью и смертью. Она обладает глубиной знания и даром различения. Она сама — живая граница и РУБЕЖ ОБОРОНЫ МИРА.

Аудиогид

11 основных треков, навигационные истории и дополнение в виде тура по площади. Общая длительность 29 минут.

Авторский видеообзор

Всю дополнительную информацию и концептуальные предпосылки проекта можно узнать из статьи 
О творении по дням: опыт глобального персонализма“.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте свой комментарий!x
Содержание
Прокрутить вверх