Хризма
Чаще всего хризма (хрисма, хрисмон) — это простая шестиконечная фигура, известная в церковном искусстве, как монограмма Христа (христограмма). В минимальном наборе она состоит из двух греческих букв Его имени “X” (хи) и “Р” (ро). Это бесспорно так. Но вопреки популярной легенде о чудесном происхождении этого графического знака, факты говорят несколько о другом. Известно, что этот знак был изобретён не во времена императора Константина и даже не во времена Христа, а гораздо раньше. Лигатура из букв Х и Р была широко известна в античном мире задолго до её адаптации христианами. Об этом свидетельствуют, к примеру, изображения на монетах.
Объясняется это изображение в каждом случае по-разному, одного единственного значения, судя по всему, у него никогда не было. Перечислим основные толкования.
Хризма до Христа
В эллинизированной античности соединение греческих букв “X” (хи) и “Р” (ро) имело несколько вариантов прочтения.
Во-первых, в монетном производстве периода греческих полисов-государств буквы Х и Р читались, как первые в слове χριστοζ – “помазанный” (см. БРЭ). То есть, даже если, изображаемые на монетах, цари не получали ритуального помазания, они всё равно мыслилось как χριστοι “помазанники” в силу сакральной функции своего служения.
Во-вторых, в период греческих республик этот знак мог прочитываться как ’άρχων – ’άρχοντοζ “архонт”. Что также указывало на царскую особу.
В-третьих, это изображение могло читаться, как монограмма солнечного бога Аполлона-Хрисаора (Хриса-ор “Пылающий Меч”). Эта последняя версия может показаться мало убедительной, но на связь хризмы с этим солнечным богом указывают ещё несколько обстоятельств. Обратим внимание на две другие буквы в составе христограммы.
Альфа и Омега
Добавленные позднее к хризме “апокалиптические” буквы, Альфа и Омега (Откр 1:8), казалось бы, должны акцентировать внимание исключительно на христианском смысле этого знака. Или нет? Удивительно, но даже это уточнение не отделило символ от его исторических корней. Ведь Христос и автор Апокалипсиса не придумывают новую метафору, а используют эти буквы как давно и широко известный идиоматический оборот. Изображение этих притчевых букв осталось запараллелено всё с той же мифологической системой координат. Ведь Альфа и Омега по странной иронии — первая и последняя буквы латинского имени солнечного бога Аполлона “Apollo“. Так христианская иконография заимствовала монограмму мифологического солнечного бога, и сделала это со всеми атрибутами. Христос в Византийском искусстве получает точно такой же, или схожий до мелочей, светоносный знак.
Другие версии
Разумеется, приведённое аполлоническое сопоставление не исчерпывает всех возможных вариантов происхождения и использования хризмы. Для народа она служила распространённым магическим символом-апотропеем с огромным полем интерпретаций. Для государственной власти она была знаком языческого культа «Непобедимого солнца». В юриспруденции эта аббревиатура означала «existimare », в смысле «судить» или «расследовать». Также аббревиатура ХР использовалась для отметок на полях важных частей текста. Вероятно, в последнем случае она выступала как сокращение слова χρηστόν (khrēstón, “полезный”). Но всё это далеко от главного интересующего нас вопроса. Почему этот знак в новых условиях начал обозначать имя Мессии и стал символом Боговоплощения?
Причины заимствования
Всё говорит о том, что адаптация данной символики к христианскому учению — яркий пример религиозного синкретизма. Культурная ассимиляция происходила естественным путём, без специальных усилий. Данное заимствование мало кого смущало и, судя по всему, было обдуманным. Дело в том, что перетолкование этого, уже готового знака, решало несколько задач. Во-первых, на раннем этапе катакомбного христианства его можно было использовать как тайнопись. Во-вторых, позднее на государственном уровне с его помощью оказалось легче популяризировать христианство в языческих кругах. Это при всём том, что коренное значение символа никак не противоречило христианской догматике.
Коренное значение хризмы
Знак похожий на хризму известен практически у всех народов, как один из древнейших символов центра. В самом общем смысле данная шестиконечная фигура — это развёрнутый на плоскости трёхмерный крест. Пересечение трёх его осей (или диаметров) в одной точке указывает на начало координат и источник всех действующих сил. Исходящие из центра лучи устремлены во все стороны и наполняют собой пространство. В природе так действует свет и звук. Поэтому логично, что данное изображение почти повсеместно было связано с символикой солнца или грома.
Всякое фундаментальное религиозное учение, независимо от количества и качества исповедуемых богов, упорядочивает мир по своим правилам. Оно строит свою парадигму со своими ориентирами и важными реперными отметками. Координация сознания относительно этих отметок образует меры и протяжённости, наподобие пространственных осей. Это свойственно любому духовному учению.
Хризма в этом смысле — знак полноты или охвата всех ортогональных направлений пространства. Причём речь тут скорее не о физическом пространстве, а о его подобии в более тонком плане. Как тело человека координированно сразу по нескольким пространственным осям, так же обстоит дело и с его сознательной жизнью. Она имеет ясные ментальные ориентиры, направления. Опираясь на это подобие, можно выделить три меры и шесть основных направлений, определяющих духовное состояние в христианстве. Это важнейшие теологические добродетели: вера, надежда, любовь. В другом варианте это три самоназвания Христа: Путь, Истина и Жизнь (Ин 14:6). В данной системе координат разумно допустить, что именно эти самоназвания и являются осями-диаметрами хризмы.
Путь — направления вперёд и назад (будущее и прошлое),
Истина — право и лево (правда и кривда, десница и шуйца),
Жизнь — верх и низ (небо и земля).
Восьмилучевая Хризма (хрисма, хрисмон)
Следует добавить, что рассмотренный нами вариант изображения хризмы далеко не единственный. Что же тогда значит её восьмилучевая версия? Ведь такая хризма (хрисма, хрисмон) тоже имеет место в христианском искусстве?
Собственно говоря, у этого типа изображений точно такие же солярные прототипы, но есть и различия. Данная монограмма уже не исчерпывается буквами “Х” и “Р”, а объясняется иначе. Она образована начальными буквами слов: Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель).
IΧΘΥΣ
Эта аббревиатура соединяется в греческое слово Ихтис (рыба). Поэтому её аналог — изображение рыбы.
Можно подумать, что у данного изображения уже нет аналогии с ортогональной ориентацией, но это не так. Даже его допустимо истолковать как один из вариантов распознания основных теологических направлений. Просто в данном случае к трём упомянутым ранее, видимым, “естественным” мерам добавляется ещё одна. Только эта последняя мера не имеет эквивалента в физическом пространстве и выносит сознание за его пределы. Это ось потустороннего Иного, соединяющая Бутие и небытие. Это “солнечная дверь”, “узкие врата”, ведущие к Иному, по ту сторону жизни и смерти. Именно эти врата, ведущие из колеса космоса, в данной интерпретации и изображает петля буквы “Р“.
PS. В нижней части той же вертикальной оси иногда встречается буква “S“. Этой буквы нет на ранних изображениях, очевидно, она является дополнением христианских средневековых мастеров и теологов. В данной парадигме и находится её значение. Эта буква первая в двух важных словах: сатана (Satan) и Спаситель (Soter). Данное двойное послание без сомнения указывает на полярную противоположность итогов совершаемого адептом духовного выбора.
Подробнее о том, какой практический смысл имеет всё сказанное, можно узнать здесь.