Концепция парка
Проект «Эдем: парк антропологических согласований» является пространственной иконой, иеротопией, действующей моделью сакрального пейзажа. Он визуализирует принципы построения нескольких библейских текстов и проводит аналогию между смысловыми рифмами и направлениями пространства. Концепция парка – это не реконструкция какого-то существующего или ранее существовавшего, архитектурного памятника, а наглядная ландшафтная текстология со своей ориентацией, функционалом и числовой символикой. Человек оказывается внутри метафизического конструкта и шагами мерит его композицию. Проект объединяет три сферы духовной жизни: эстетику, науку и мистику. В связи с чем может рассматриваться как карта художественных, научных и религиозных направлений. Парк имеет гибкую концептуальную часть, он изображает общую структуру очень разных, предельно удалённых сюжетов священной Истории. Это ключевые темы Писания: сотворение мира, обетование Блаженств, проклятий и конец времени. Внимание можно акцентировать на любом сюжете. Число и расстановка модулей парка иллюстрируют общие принципы построения всех этих текстов. Шесть элементов периметра окружают седьмой в центре.
Числовая символика
Проект исследует тексты Писания, содержание которых делится на семь частей. Концепция парка предполагает, что основой библейской семеричности, как символа полноты, является аналогия текста с физическим пространством. Пространство, как известно, состоит из трёх мер и шести попарно противоположных ортогональных направлений. Точно также и в каждом избранном сюжете. Шесть первых элементов попарно противоположны и симметрично уравновешены друг с другом. В силу этого логично допустить, что основные композиционные блоки в подобных текстах составляют систему координат. Парные блоки группируются вокруг центральной идеи текста и несомненно указывают на место пересечения своих поэтических и смысловых связей. В этом центральном месте находится важнейший седьмой элемент композиции, как общая совокупность и неизменный ориентир. Седьмой элемент в пространстве соответствует точке отсчёта координат. В тексте же он является кульминацией всех действующих сил. В Шестодневе – это день Покоя, в Нагорной проповеди – усыновление Богу, а в Апокалипсисе – Небесный Иерусалим.
Симметрия и параллелизмы
Концепция парка Эдем воспроизводит миф о сакральном пространстве, в котором возможно изначальное совершенство. Авторы библейских текстов видели красоту в симметрии. Ведь, именно так они описывали совершенную полноту всех дел. К примеру, в тексте о творении мира шесть дней-этапов делятся на две тройки друг против друга: явление света, разделение вод и растения земли стоят напротив возжжения светил, жизни из воды и животных земли. В прямом направлении они соединяются материями преобразования (огонь, вода, земля), а в диагональном, хиастическом — силами этих преобразований (чудо, жизнь, закон). Таким образом прямые параллелизмы обнаруживают естественные природные начала, а пересечение диагональных связей являет их сверхъестественное согласование. Шесть дней творения равномерно окружают центральный седьмой элемент — Рай.
Точно так же рифмуются и Евангельские блаженства. Первая тройка блаженств симметрична второй тройке. Нищие, скорбящие, кроткие стоят напротив алчущих правду, милостивых и чистых сердцем, обнаруживая между собой три прямые параллелизма (вожделение, чувства, разум). Пересечение же диагональных связей между ними являет сверхъестественное миротворчество.
Схожая, но нравственно противоположная, ситуация складывается и в композиции Евангельских проклятий (Мф 23), где шесть оборотнических сил окружают финальную внутреннюю гниль и наследие убийцам. Более того, в том же, повторяющемся несколько раз, порядке компонуются и действия Апокалипсиса. Многократные трансформации суши, моря, рек, светил, бездны и неба (Откр 6-16) зеркально воспроизводят содержание Шестоднева. В итоге это приводит к сотворению Нового неба и земли.
О центре
Кульминацией проекта является центр парка. Трём его круглым оградам в библейском описании Рая соответствуют три вида райских деревьев, приносящие три вида особенных плодов: насыщение, самосознание, жизнь. Локации этих трёх видов деревьев выстроены сужающимися кольцами от периферии к центру. Первый радиус — сфера творческой деятельности человека, второй — область нравственного самоопределения, третий — Святой Источник Жизни.
Такая последовательность сужающихся к центру колец символически соответствует тройственной природе человека в библейской антропологии и тройственной природе духовной жизни общества в современной культурологии: первая сфера — искусство, вторая — наука, третья — мистика. Все сферы заключаются одна в другой, а в их общем Центре находится искомое место Согласований. Первый рубеж на пути к Согласованию представляет собой искусство, восприятие и овладение которым служит человеку хорошей пищей, насыщающей через красоту. Второй контур — это наука, страшное заповеданное древо ведения, испытание отделяющее профанное от сакрального. Последнее, сверхъестественное средоточие человеческой жизни и личности — мистика, опыт личной встречи с Бесконечностью.
Предпосылки
Синоним Эдема, Парадиз — это ассирийское слово, первоначально означающее прямоугольный, огороженный парк с водоёмами, плодовыми деревьями, животными и птицами. В древнем Междуречье такой участок, “отовсюду огороженное место”, предназначался для отдыха царей и воспринимался буквально как земля изобилия, наслаждений, блаженств. Это понятие во многом аналогичное библейскому Эдему, вероятно, послужило его историческим прототипом. С тем лишь отличием, что в текстах авраамических религий содержание Эдема не ограничивается праздным увеселением, а требует сознательных усилий, возделывания. В конце концов, особенное возделывание и хранение Рая обретает символический смысл и сверхъестественное сакральное значение для духовной практики.
В библейской парадигме миф о Рае — это Царствие Бога на земле и внутри самого человека: “Царствие Бога внутрь вас есть” (Лк.17:21). Почва Рая (адамА) — это природа человека (адАма). Цветущий райский Сад — её благое, плодоносящее состояние. Реки Рая — направления человеческой воли. Животные Рая — душевные силы человека. Древо Жизни — связь природы человека и природы Бога. Пути Древа Жизни — последовательность инициатического ритуала, а грехопадение — его неудачная реализация с понижением статуса. В оптике Нагорной проповеди данная “эдемическая инициация” формируется шагами Евангельских блаженств, через которые реализуются человеческая свобода, смелость, ответственность, рассудительность, сострадание и жертвенность, — по сути, это методология христианского переосмысления и осуществления древних и современных духовных практик.
Подробнее о предпосылках проекта в статье «Искусство в формате символа»
Актуальность
Идея пространственной реализации проекта исходит из авторской позиции, согласно которой тексты о предельных основаниях мира и человека, равно как и обетование блаженств, даны для их практического применения. Рассматриваемые сюжеты – это не просто богословская дидактика и фундамент ортодоксии. Их смысл актуален тем, что содержит образец идеального творения. Это метод и, по сути, призыв творить внутренний и внешний мир по аналогии с глобальным творением вселенной. Творить так, чтобы через это войти в равновесие всех естественных и сверхъестественных сил.
Библия и другие древние мифы описывают это совершенное состояние как изначальное. Поэтому путь его достижения для нас можно назвать ре-конструкцией или реставрацией утраченных связей. Пространственная реконструкция текстов Писания в виде парка – это наглядное символическое изображение того, как эти связи восстанавливаются. Сначала человек обходит внешние границы жизни, её творческий периметр. Затем открывает потенции, распознаёт и налаживает трансмиссию между противолежащими силами и действиями. И только в конце, в месте пересечения происходит Согласование и сакральная Встреча земли и Неба.
Внешний вид
Полномасштабный комплекс включает в себя шесть кубических визиров внешнего периметра. Они выстроены двумя рядами, друг против друга и замыкают собой круглый ансамбль в центре. Внешне центр проекта сравним с древним радиальным святилищем. Художественными средствами в нём обнаруживается связь между устройством Рая и первобытными культовыми постройками человечества. Тройная ограда центральной площадки подобна кольцам мегалитических кромлехов. Кубические визиры, обводное кольцо, ров, насыпь, круг из соединённых порталов, блоки амфитеатра, внутреннее кольцо из семи трилитов и алтарный камень в центре образуют настоящий каменный сад.
Концепция парка подразумевает, что прямоугольная форма и композиция кубических визиров неслучайна. Внешние границы экзегетического комплекса соответствуют четырём сторонам света, четырём рекам рая, четырём видам культового служения. Но, наверное, самое главное — они соответствуют четырём способам толкования рассматриваемых текстов: буквальному, типологическому, этическому и символическому. Такое четырёхчастное деление способов толкования наиболее раннее и удобное. Способы толкования соответствуют четырём диаметральным противоположностям бытия и служат путями вхождения в смысл реконструируемых сюжетов. Все тропинки ведут к одной цели, но войти в святилище одновременно с разных сторон невозможно. От исследователя требуется самостоятельный выбор.
Оригинальную систему кубических визиров с проходами планируется оформить цитатами Писания. Число цитат должно соответствовать дням творения, Евангельским блаженствам, проклятьям и действиям Апокалипсиса. Тексты на четырёх сторонах каждого визира диаметрально противоположны как по смыслу, так и по расположению. Бытие — восток, Апокалипсис — запад, Блаженства — юг, Проклятия — север. Направления восток-запад — первый и последний тексты Библии, север-юг — её нравственное измерение. Объяснение такого расположения здесь самое простое. На оси восток-запад — начало и конец дня, на оси юг-север — горы Гаризим и Гевал, с которых произносились проклятия и благословения (Втор. 11: 29). Тексты предполагается писать на нескольких языках: иврите, греческом, английском и русском (в случае зарубежной локации возможна замена последнего на любой другой, понятный посетителям язык). Кроме этого, в комплексе запланировано создать аудиотур в нескольких вариантах (активируется геолокацией).
Смежные опции
Все элементы парка ориентированы по сторонам света и движению солнца. Это позволяет акцентировать внимание на небо, используя комплекс в буквальном смысле как астрономическую площадку. Центральный алтарный камень-хризма предназначен для наблюдения за небом лёжа. Сквозь диагональные коридоры угловых визиров просматриваются восходы и закаты в дни солнцестояний. Сквозь порталы восточной дамбы — восходы в дни равноденствий. Для осуществления этих опций предусмотрена возможность менять пропорции парка в зависимости от географической широты расположения. Ориентация лица святилища всегда строго на восток (Пасха, восход в весеннее равноденствие).
Эстетическое толкование комплекса позволяет рассматривать его, как карту художественных направлений. Все крайности искусства на этой карте связаны попарно в виде противоположностей, образуя круг. В центре круга — Святое Святых, место Согласований. Подробнее смотреть этот план в разделе Конструкция парка.
Особенности реализации
Минимальная площадь комплекса без внешнего рва 70×70 м, высота визиров 4м, высота порталов 3м. Размеры связаны с геолокацией аудиогида. Эффекты старины и внешняя близость неолитической архитектуре — важнейшие художественные средства. Они служат передаче ощущения святости, помогая избежать нежелательных ассоциаций с игровой площадкой. Полномасштабный парк предполагается строить в пустынном месте с открытым горизонтом, используя в зависимости от условий подходящий набор материалов: природный камень, кортеновая сталь, ржавое железо, бетон, разноцветный песок, глина, трава и т.п.
Формат реализации возможен как в Land-art, также и в нескольких других направлениях: Walking Art, Паблик-Арт, Арт-пространство, акция, культурно-просветительский проект. В предельно сокращённой демоверсии проект реализуется, как схематичная инсталляция на полу выставочного пространства. Тропинки в этом случае обозначаются линиями, рядами камней или проекцией, а место согласования — подвижной анимацией. В композиции присутствует пар сценического генератора тяжёлого дыма: отсылка к библейскому “пару, поднимающемуся от земли”.
Проект предполагает участие в своём осуществлении выставочных и исследовательских центров, библиотек, музеев библеистики, археологии, антропологии, истории астрономии, первобытной архитектуры и других крупных образовательных институций.
Более подробную информацию о теоретических предпосылках проекта
можно узнать из статьи
“Искусство в формате символа”
и аудиозаписи доклада
“Эдем на карте современной культуры”
↓