Эдем: Пространство сообщения

Инсталляция “Эдем: пространство сообщения” — это реконструкция внутренних параллелизмов четырёх сюжетов библейской истории: сотворение мира, обетование блаженств, проклятий и снятие печатей Апокалипсиса

Содержание

Иммерсионная арт-инсталляция

Текстологический визир план схема
Базовая ориентация проекта

Диджитал-сопровождение анимированными слайдами

Видео о трансформации трёх природных начал в библейской парадигме демонстрирует смысловые параллелизмы исследуемых текстов. Оно предназначено для создания иммерсивного эффекта внутри выставочного зала.

Запасная ссылка на видео для тех, у кого-то здесь оно вдруг не воспроизводится.

Арт-инсталляция “Эдем: Пространство сообщения” является частью объёмного мультимедийного замысла, реализующего философское, экзегетическое и художественное исследование возможностей человеческого преобразования. Проект обнаруживает границы человеческой природы и метафизические основания всего бытия. Он охватывает всю обозримую историю с общим финалом согласно библейской парадигме. В этой парадигме человечество неизменно движется от идеального Сада к идеальному Городу, от царства растений к царству минералов, от сферы к кубу. Именно куб в контексте Откровения является буквальной, конечной формой библейского миропорядка. Именно эта форма стала эквивалентом земного Рая и модулем реконструируемого в данной инсталляции смыслового пространства.

Простейшее изображение принципов этого метаисторического движения возможно осуществить предметно, в пределах выставочного пространства. Однако, кроме классической галерейной установки проект может быть осуществлён и в нескольких других творческих медиумах. Например: акция, арт-объект, анимация, 3D-визуализация, аудиотур и полномасштабный ландшафтный комплекс под открытым небом

Эдем пространство сообщения Модель закрытого визира
Уменьшенная модель разборного текстологического визира для мобильных инсталляций. В нумерации кубов используются ивритские порядковые числительные. Первый куб - Алеф.

Синопсис инсталляции

Проект является иеротопией, действующей пространственной моделью нескольких библейских текстов. Это не иллюстрация известных сюжетов, а наглядная трёхмерная текстология со своей ориентацией, функционалом и числовой символикой. Композиция проводит аналогию между смысловыми рифмами и направлениями пространства. Человек оказывается внутри метафизического конструкта и шагами мерит его содержание, виртуально открывая в себе творческие познавательные силы. Гибкая концептуальная часть изображает общую структуру ключевых сюжетов священной истории. Это сотворение мира (Бытие), обетование блаженств (Нагорная Проповедь), проклятий (Обличение фарисеев) и конец времени (Апокалипсис). Внимание можно акцентировать на любом из них. Эти четыре сюжета образуют крест противоположностей, что символически связывает их со сторонами света, по которым ориентирована инсталляция. Каждый текст это символический вход в единое смысловое поле Писания. Шестоднев с востока, Апокалипсис с запада, блаженства с юга, проклятия с севера. Кардинально противоположные сюжеты располагаются на соответствующих противоположных друг другу сторонах экспозиционных параллелепипедов. Так простая ортогональная ориентация текстов создаёт осязаемую опору для их понимания.

Числовая символика пространства сообщения

Число и расстановка составляющих инсталляцию кубов (текстологических визиров) соответствует количеству частей исследуемых сюжетов и общему принципу их поэтического согласования. Все избранные тексты имеют семь основных смысловых секвенций. Инсталляция строится на экзегетическом допущении, что основой данного семеричного способа построения сакральных текстов является аналогия описываемой в них завершённой полноты дел с полнотой трёхмерной системы координат. То есть во всех избранных сюжетах шесть первых элементов (дни творения, блаженства, проклятия и действия Апокалипсиса) соответствуют шести направлениям геометрического пространства. В то время как седьмой элемент соответствует его центру. По всей видимости, эта аналогия является композиционной основой библейского сообщения, идентификацией его культурного кода. Условно она может быть развёрнута в одной плоскости. Шесть элементов каждого текста попарно противоположны, симметрично сгруппированы и уравновешены. Между ними, в месте пересечения внутренних и внешних связей, находится их общая совокупность, неизменный ориентир и последний седьмой элемент композиции.

Концепция парка. Семеричная числовая символика

"Седьмая печать"

Седьмой элемент, в зависимости от способа входа, может менять своё содержание. Это Рай, усыновление Богу, наследие убийцам или сотворение Нового Мира. Седьмой элемент во всех рассматриваемых текстах выделяется по положению и значению как особенный. Ведь он являет собой совершенную, законченную цель и изначальный мотив всех действий. Пользуясь аналогией с пространственной ориентацией, этому месту соответствует точка отсчёта координат. В ней встречаются, уравновешиваются и примиряются все противоположности, все концы и начала.

Код сообщения:
синтаксические параллелизмы

Концепция парка. Седьмой элемент

Конструкция смысловых связей

Шестоднев

В истории сотворения мира шесть дней-этапов окружают центральный седьмой элемент День Покоя или Рай. Шесть дней творения делятся на две симметричные тройки друг против друга. Свет первого дня, разделение вод и растения земли стоят напротив возжжения светил, жизни из воды и животных земли. Первая тройка служит основанием для второй, которая в свою очередь её наполняет. Группы оснований и наполнений очевидным образом соединяются тремя прямыми параллелизмами. В данном случае это три материи преобразования: огонь, вода и земля.

Подобное сведение всего бытия к трансформации трёх первоначальных стихий пример древнейших ближневосточных представлений о космосе. Смотреть об этом “Элементы Демокрита и табличка Набушумлишира” В.В. Емельянов. Трёхчастная космическая парадигма намного старше учения греческих философов о четырёх стихиях. Она является родной для библейских авторов и, как будет показано ниже, она присутствует во всех рассматриваемых семеричных текстах. Здесь же важно сразу заметить, что в менее явном, диагональном (хиастическом) сопоставлении все элементы композиции соединяются кроме «материй» ещё и «силами» этих преобразований (чудо, жизнь, закон). Так внешние прямые параллелизмы обнаруживают три естественных природных начала. Пересечение же диагональных связей являет их внутреннее сверхъестественное единство.

Нагорная проповедь

Точно по такому же принципу структурирован и внутренний мир человека, представленный в виде симметричных согласований Евангельских блаженств Мф 5. Первая тройка блаженств (нищие, скорбящие, кроткие) напротив второй тройки (алчущих правду, милостивых и чистых сердцем) являются друг для друга основаниями и наполнениями. Между собой они обнаруживают три прямых, естественных параллелизма (вожделение, чувства, разум). Пересечение же их внутренних, хиастических коммуникаций (чудо, жизнь, закон) открывает центральный элемент сверхъестественное миротворчество. Таким образом первичная триада человеческого состава (вожделение, чувства, разум) служит точной микрокосмической аналогией трёх космических стихий (огня, воды и земли). А человеческое миротворчество и усыновление Богу являются эквивалентом сотворённого Богом райского Бытия.

Деконструкция смысловых связей

Проклятия

Также как Шестоднев и блаженства на две тройки высказываний делятся и обличения фарисеев Мф 23. Тройка деструктивных оснований (умножение препятствий, умножение скорбей и растление неопытных) стоит напротив тройки деструктивных наполнений (учение без смысла, извращение закона и показная чистота). Соответствующие элементы двух групп в данном случае запараллеливают не сами природные начала, а их пороки. Это ложная мотивация, насилие и морок. Понятно, что совокупный седьмой элемент данной порочной связки (ложь и двоемыслие) являет полноту дел духовного вырождения и гибели. Таким образом обличения фарисеев это без сомнения зеркальный аналог блаженств и конструктивный прототип, сформированного позднее, учения о семи смертных грехах. В первоначальной же Евангельской версии эти грехи опознаются как крючкотворство, жестокость, прельщение, словоблудие, глумление, тщеславие, ложь и двоемыслие.

Откровение

В Апокалипсисе (Откр.6) последовательное “рас-творение” мира многократно зеркально повторяет этапы его сотворения. Три естественные стихии при этом меняют своё значение на противоположное. Это огонь без света, вода без жизни и земля без места. Нарушение естественных коммуникаций суши, моря, рек, светил, бездны и неба начинается со снятия печатей. Снятие печатей и дестабилизация направлений пространства приводит к их болезненной трансформации, деконструкции и уничтожению. Однако совокупным итогом сказанного становится иррациональное сотворение Иного Мира в виде кристального кубического Города. Город, созданный из драгоценных камней, служит эквивалентом утраченного Сада. Птицы, рыбы, растения, животные и люди собираются в новом совершенном космосе. Внешняя устойчивость прямоугольных форм в этом конечном варианте хранит внутреннюю динамику.

Визуально-практическая часть

Буквы активны!

Буквы активны!

Конструктивно иммерсионная текстологическая инсталляция “Эдем: пространство сообщения” строится по принципу ритуального комплекса. Четыре стороны установки соответствуют четырём, сторонам света, четырём рекам Рая и четырём действующим волям в человеке. Шесть текстологических секвенций замыкают внешний периметр «земли Эдем» и изображаются шестью кубами. Порядок их расположения и ориентация неслучайны.

К востоку обращены стороны с текстами о сотворении неба и земли. Восток — символическое начало дня и мира, поэтому на него смотрит главный вход комплекса. С этого входа начинается классический порядок чтения стихов и нумерация визиров. Все кубы пронумерованы ивритскими числительными. По правую руку входящего расположена первая тройка секвенций, по левую — вторая тройка. Это направление связано с особенностью чтения ивритского письма, справа налево. Тексты с проклятиями и блаженствами повёрнуты к северу и югу соответственно. Здесь работает символика и пространственная ориентация библейских гор Гевал и Гаризим. Именно с этих гор произносились проклятия и благословения (Ис.Нав.8:30-35, Втор.11:29-30Втор.27:11-13). Ориентация текстов последней книги Писания — самое простое. Западная сторона — конец дня и мира. 

Текстологические визиры могут быть представлены как закрытыми, так и открытыми кубическими ёмкостями. Открытые кубы предназначены для галерейного пространства 5х5м, создаются из аквариумов и самоклеющейся плёнки с текстами

Эскизы

Попарно прозрачные кубы наполнены тремя естественными началами или материями преобразования: свет (светильники), вода и земля. 

Эдем пространство сообщения Материи преобразования
Наполнение ёмкостей тремя материями преобразования

Пространство между кубами, затянуто стелющимся облаком пара, это отсылка к библейскому “пару поднимающемуся от земли”. В условиях затенённого выставочного зала прямо на пар проецируются подвижные линии и надписи. Динамичные линии — это символические очертания смысловых соответствий и философских категорий. Буквально они образуют пути следования посетителей между кубами с материями преобразования.

Эдем Пространство сообщения Расположение ёмкостей
Расположение ёмкостей с материями преобразования

Вариант с закрытыми кубами менее прихотлив. Он может экспонироваться и внутри галереи, и на открытом месте, как ленд-арт-объект.

Эдем пространство сообщения Белый зал
Инсталляция "Эдем: пространство сообщения" в интерьере с минимальной комплектацией
Инсталляция Эдем Пространство сообщения. Ночь
Ленд-арт-инсталляция "Эдем: пространство сообщения". Ночь. Работа подсветки

В экстерьере, кубы 80х80х80см устанавливаются по периметру ровной горизонтальной площадки не менее 6х6м. Пространство между кубами представляет область человеческого творчества, в котором посетители смогут сами оставлять линии и надписи, как символические очертания найденных ими смысловых соответствий. Материалом для творчества в этом случае является сама земля. В зависимости от места и времени это может быть песок, снег, гравий, трава или подвижный рисунок мелом на асфальте. Изменчивые линии-дорожки могут также появляться стихийно, буквально от ног посетителей, обнаруживая пути между блоками текстов. Очевидно, самым заметным (вытоптанным) местом композиции со временем станет её центр. Это прогнозируемое явление седьмого элемента композиции, который не имеет собственного предметного воплощения, но обнаруживается следами человеческих ног. Попасть в этот своеобразный «невидимый алтарь» может каждый посетитель. Для этого достаточно встать на пересечение всех путей и действующих сил.

Навигационная карта автора

В помощь посетителям часть найденных автором соответствий может экспонироваться как план инсталляции на отдельном стенде. Этот план напоминает ментальную карту или святилище. Ограды «святилища» — сферы духовной жизни, а его центр — место пересечения и согласования всех мыслимых противоположностей, место соединения несоединимого. Историю, предпосылки  и подробную расшифровку этого плана можно найти в статье «Искусство в формате символа». Однако эти и любые другие схемы посетителям предлагается испытывать собственным опытом. То есть рассматривать их не как эталон, а как повод для собственного исследования библейского сообщения.

План инсталляции: Карта антропологических согласований
Смысловые связи визиров объединяют искусство, науку и мистику в гармоничное целое, образуя симметричную фигуру. При длительной экспозиции арт-объекта в открытом публичном пространстве подобие этой фигуры обязательно появится на поверхности земли, обнаруживая любимые тропинки посетителей. Если же появившийся рисунок не совпадёт с авторским, это даст повод для нового исследования.

Авторское сопоставление связей блаженств и проклятий

Евангельские блаженства и проклятия. Сопоставление.
Каждая группа состоит из шести блоков естественных сил, образуя поле природных согласований.
Пары дополнительных блоков — варианты суммарных преобразований всех элементов. Данные блоки могли бы располагаться в центре каждой площадки, но не имея собственной естественной материи преобразования, они присутствуют в экспозиции лишь виртуально. На схеме для удобства они изображаются отдельно.

Модели текстологических визиров

Пространство сообщения Разборный текстологический визир
Разборный текстологический визир для мобильных инсталляций. Проект под картон, пластик, печать.
Прозрачная ёмкость для инсталляции с материями преобразования
Открытая прозрачная ёмкость для материй преобразования с текстами. Аквариум, плёнка, печать.
Эдем Сварной закрытый текстологический визир
Сварной текстологический визир из кортеновской стали для ленд-арт-инсталляции
Эдем пространство сообщения Кубический визир
Визир из кортеновской стали с перфорацией текстов и подсветкой изнутри.

Актуальность проекта
"Эдем: пространство сообщения"

Значение

Прежде всего проект представляет собой опыт художественной реконструкции библейского мифа об идеальном, первозданном состоянии Бытия. Это особенное Бытие воплощает со-зависимое совершенство мира и человека, как пространственную локализацию. 

Рай в книге Бытие — это день Покоя, смысловой центр всего творения. А шесть предшествующих его созданию дней составляют ступени реализации. По сути, это методология. В представлении автора общий порядок дней творения, Евангельских блаженств и действий Апокалипсиса — это пространство единого сообщения, способ прочтения которого меняет мир. Будущее зависит от коммуникации и дискоммуникации всех существующих элементов космоса, главным актором и медиатором которых является сам человек. Сообщение о творении мира и человека адресовано нам для практического осуществления. Это не просто богословская дидактика и фундамент ортодоксии, а нечто большее. Это образец идеального творения, метод и, как оказывается, призыв творить мир. Причём, творить мир так, чтобы через это войти в равновесие всех естественных (внешних и внутренних) сил.

Миф описывает это состояние как изначальное, поэтому путь его реализации можно назвать ре-конструкцией или ре-ставрацией утраченных связей. Пространственная композиция творения — это наглядное символическое изображение того, как эти связи восстанавливаются. Сначала человек следует по внешнему творческому периметру жизни, открывает свои потенции, распознаёт и налаживает инфраструктуру между противолежащими силами души (свобода, смелость, ответственность напротив рассудительности, сострадания и жертвенности). После этого, в месте пересечения этих путей, в сакральном центре, происходит кристаллизация человеческой воли, насыщенный Покой, Встреча земли и Неба.

Практическая цель

Прогулки по этому символическому комплексу изображают практику духовного взросления человека, которая ретроспективно повторяет движение мира от первобытного хаоса к реализации полной творческой свободы всех его разумных участников. Попадая внутрь этого пространства, посетитель проникает в Святая Святых, в содержание предлагаемых текстов, отыскивает Место Покоя, Встречи и Согласования по мере своего буквального продвижения к центру. Центр композиции — это кульминация проекта, соответствующая скрытому направлению человеческой воли. Это область примирения всех противоположностей, сравнимая с состоянием мифологического первобытного блаженства. В Шестодневе — это день Покоя, в Нагорной проповеди — усыновление Богу, а в Апокалипсисе — кубический Небесный Город. Впрочем, возможен и обратный смысл данного движения, тогда его результатом становится «безместное место» или бездна. Обличения фарисеев служат для участников контрапунктом данного Пути.

В перспективе подобная семеричная структура может быть использована как метод для исследования и преобразования различных сложных конгломератов в устройстве человека, общества, искусства и физического мира. Ибо какова бы ни была каждая исследуемая область, связующими нитями её структурных элементов служат симметричные коммуникации и параллелизмы. Результатом же их пересечения становится преображённая человеком природа. Точнее, личная Встреча двух природ (конечной и Бесконечной) с возможностью сотворения нового, глобально Общего Будущего.

Технические требования проекта

Необходимое техническое обеспечение

Интерьерный вариант с ёмкостями

  1. Затенённое выставочное пространство 5х5м.
  2. Шесть одинаковых открытых ёмкостей для воды, земли и светильников.
  3. Грунт для растений объёмом 2 ёмкости.
  4. Синтепон объёмом 2 ёмкости.
  5. Диодные светильники на батарейках 2шт.
  6. Широкоугольный проектор Full HD с возможностью воспроизведения саунда над центром композиции.
  7. Для качественного воспроизведения морф анимации необходима программа PowerPoint 2019 и более поздние версии (в том числе в рамках подписки Office 365).

Интерьерный вариант с закрытыми кубами

  1. Затенённое выставочное пространство 5х5м.
  2. Шесть одинаковых кубов с текстами. Изготавливаются автором.
  3. Широкоугольный проектор Full HD с возможностью воспроизведения саунда над центром композиции.
  4. Для качественного воспроизведения морф анимации необходима программа PowerPoint 2019 и более поздние версии (в том числе в рамках подписки Office 365).

Экстерьерный вариант с закрытыми кубами А

  1. Ровная площадка 10х10м.
  2. Шесть одинаковых открытых кубов из кортеновской стали 80х80х80см.
  3. Скрытая система крепления.
  4. Скрытая система подсветки.
  5. Тексты прорезаются в поверхностях промышленным способом.

Экстерьерный вариант с закрытыми кубами Б

  1. В более бюджетном варианте вместо кортеновской стали используется обычный ржавый металл.

Желательное техническое оборудование

  1. Доступ в интернет для работы 3D-тура и аудиогида.
  2. Скрытый генератор тяжёлого дыма или сценический парогенератор с датчиком движения.

Инсталляция "Эдем: Пространство сообщения" Эскиз
Первый эскиз из подручных материалов в производственном цеху
Инсталляция "Эдем. Пространство сообщения" в Самаре в галерее Новое Пространство
Инсталляция "Эдем. Пространство сообщения" в галерее Новое Пространство

Впервые инсталляция “Эдем. Пространство сообщения” была осуществлена в Самаре в феврале 2024 года в галерее Новое Пространство на территории областной научной библиотеки в раках коллективной выставки “Семь смертных грехов”. В центре инсталляции решено было дополнительно установить макет парка антропологических согласований. Совмещение двух этих родственных проектов является органичным, но, к сожалению, оно заметно сузило и без того ограниченную область передвижения посетителя. Практика показала, что инсталляция нуждается в совершенно другом, открытом, широком месте, где будет возможность разнести текстологические визиры на более значительное расстояние для более свободной мысленной визуализации путей их согласования и осмысления.

Инсталляция
"Эдем: пространство сообщения"
Узнать о предпосылках

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте свой комментарий!x

Содержание

Содержание
Прокрутить вверх